Правовые акты Ставропольского края
ПРАВОВЫЕ АКТЫ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 (800) 302-68-51
Реклама jurik.ru

Постановление Думы Ставропольского края от 23.01.2025 N 1367-VII ДСК

ДУМА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 января 2025 г. N 1367-VII ДСК

 

О ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЕ ДУМЫ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

ПО ВНЕСЕНИЮ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ

ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОБЪЕКТАХ КУЛЬТУРНОГО

НАСЛЕДИЯ (ПАМЯТНИКАХ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ) НАРОДОВ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

 

 

На основании статьи 104 Конституции Российской Федерации Дума Ставропольского края постановляет:

 

1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (прилагается).

2. Назначить официальными представителями Думы Ставропольского края при рассмотрении указанного проекта федерального закона в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации председателя комитета Думы Ставропольского края по образованию, культуре, науке, молодежной политике, средствам массовой информации и физической культуре Надеина Виктора Викторовича и начальника управления Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия Коневу Анну Владимировну (по согласованию).

3. Обратиться к депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от Ставропольского края, сенаторам Российской Федерации от Ставропольского края с просьбой поддержать указанный проект федерального закона При его рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на комитет Думы Ставропольского края по образованию, культуре, науке, молодежной политике, средствам массовой информации и физической культуре.

 

 

 

Председатель Думы

Ставропольского края                                                Н.Т.ВЕЛИКДАНЬ

 

 

 

 

 

Приложение

к постановлению

Думы Ставропольского края

от 23 января 2025 года N 1367-VII ДСК

 

Вносится Думой

Ставропольского края

 

Проект

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОБЪЕКТАХ

КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (ПАМЯТНИКАХ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ)

НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

 

Статья 1

 

Внести в Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607; 2007, N 1, ст. 21; 2011, N 47, ст. 6606; N 49, ст. 7026; 2012, N 47, ст. 6390; 2013, N 17, ст. 2030; N 30, ст. 4078; 2014, N 43, ст. 5799; N 49, ст. 6928; 2016, N 1, ст. 79; 2018, N 32, ст. 5135; 2021, N 24, ст. 4188, 4211; 2022, N 43, ст. 7270; 2023, N 31, ст. 5804; N 43, ст. 7606) следующие изменения:

 

1) подпункт 11 пункта 1 статьи 9 после слов "об исключении объекта культурного наследия" дополнить словами "федерального значения";

 

2) подпункт 12 статьи 92 дополнить словами", об исключении объекта культурного наследия регионального значения и объекта культурного наследия местного (муниципального) значения из указанного реестра";

 

3) статью 23 изложить в следующей редакции:

"Статья 23. Исключение объекта культурного наследия из реестра

 

1. Исключение из реестра объекта культурного наследия осуществляется на основании:

1) акта Правительства Российской Федерации в отношении объекта культурного наследия федерального значения - по представлению федерального органа охраны объектов культурного наследия на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы, если иное не установлено подпунктом 3 пункта 1 настоящей статьи;

2) акта высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации в отношении объекта культурного наследия регионального значения - по представлению регионального органа охраны объектов культурного наследия на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы;

3) акта высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации в отношении объекта культурного наследия местного (муниципального) значения - по представлению регионального органа охраны объектов культурного наследия на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы и обращения органа местного самоуправления.

2. Исключение объекта культурного наследия из реестра осуществляется в случае полной физической утраты объекта культурного наследия или утраты им историко-культурного значения.

3. Исключение из реестра объекта археологического наследия, в отношении которого проведены спасательные археологические работы, в результате которых полностью изъяты археологические предметы, осуществляется на основании акта федерального органа охраны объектов культурного наследия на основании научного отчета о выполненных археологических полевых работах.

4. В случае включения в реестр сведений о категории историко-культурного значения одного и того же объекта культурного наследия в качестве объекта культурного наследия федерального значения и в качестве объекта культурного наследия регионального значения и (или) объекта культурного наследия местного (муниципального) значения сведения о нем как об объекте культурного наследия регионального значения и (или) объекте культурного наследия местного (муниципального) значения подлежат исключению из реестра без заключения государственной историко-культурной экспертизы, а решение о его включении в реестр как объекта культурного наследия регионального значения и (или) объекта культурного наследия местного (муниципального) значения подлежит признанию утратившим силу.

5. В случае включения в реестр сведений о категории историко-культурного значения одного и того же объекта культурного наследия в качестве объекта культурного наследия регионального значения и в качестве объекта культурного наследия местного (муниципального) значения сведения о нем как об объекте культурного наследия местного (муниципального) значения подлежат исключению из реестра без заключения государственной историко-культурной экспертизы, а решение о его включении в реестр как объекта культурного наследия местного (муниципального) значения подлежит признанию утратившим силу.";

4) пункт 3 статьи 64 дополнить абзацем следующего содержания:

"В случае обнаружения документов и (или) материалов исследований, подтверждающих необоснованность принятия памятников истории и культуры местного значения на государственную охрану в соответствии с законодательными и иными правовыми актами СССР и РСФСР, такие памятники подлежат снятию с государственной охраны и исключению из реестра на основании акта органа государственной власти субъекта Российской Федерации в установленном им порядке.".

 

Статья 2

 

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней со дня его официального опубликования.

 

Президент

Российской Федерации

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОБЪЕКТАХ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

(ПАМЯТНИКАХ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ) НАРОДОВ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

 

Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - проект федерального закона) разработан в целях наделения органов государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по принятию актов:

об исключении из единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее соответственно - реестр, объект культурного наследия) объектов культурного наследия регионального и местного (муниципального) значения;

о снятии с государственной охраны объектов культурного наследия, принятых на государственную охрану в качестве памятников истории и культуры местного значения в соответствии с законодательными и иными правовыми актами СССР и РСФСР, в случае обнаружения документов и (или) материалов исследований, подтверждающих необоснованность принятия указанных объектов культурного наследия на государственную охрану.

В соответствии со статьей 23 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон) исключение объекта культурного наследия из реестра независимо от категории его историко-культурного значения осуществляется исключительно на основании акта Правительства Российской Федерации, что приводит к более длительной процедуре принятия соответствующего решения.

Наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации полномочием по принятию акта об исключении объектов культурного наследия регионального и местного (муниципального) значения из реестра являлось бы наиболее эффективным механизмом по сравнению с существующим в настоящее время порядком исключения объекта культурного наследия из реестра.

Министерство культуры Российской Федерации в письме от 22 октября 2024 г. N 15782-01.1-55@-СО поддерживает указанную инициативу и выражает готовность рассмотреть соответствующий законопроект при его поступлении в установленном порядке.

 

Таким образом, проектом федерального закона предлагается изложить статью 23 Федерального закона в новой редакции, наделив органы государственной власти субъектов Российской Федерации полномочием по принятию акта об исключении объектов культурного наследия регионального и местного (муниципального) значения из реестра, а также внести соответствующие изменения в статьи 9 и 92 Федерального закона в части полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по исключению объектов культурного наследия из реестра.

 

В настоящее время Федеральным законом урегулированы отношения в части исключения объекта культурного наследия из реестра в связи с полной физической утратой объекта культурного наследия или утратой им своего историко-культурного значения.

В целях исключения объекта культурного наследия из реестра необходимо проведение государственной историко-культурной экспертизы.

Исключение объекта культурного наследия из реестра осуществляется в случаях, если с момента постановки объекта культурного наследия на государственную охрану или включения его в реестр объект культурного наследия был полностью физически утрачен или утратил историко-культурное значение.

Вместе с тем, Федеральным законом не урегулированы отношения в части исключения объектов культурного наследия из реестра по иным основаниям, не предусмотренным статьей 23 Федерального закона.

Так, в настоящее время в случае обнаружения документов и (или) материалов исследований, подтверждающих необоснованность принятия памятников истории и культуры местного значения на государственную охрану в соответствии с законодательными и иными правовыми актами СССР и РСФСР, такие памятники не подлежат исключению из реестра в связи с отсутствием соответствующего основания, установленного Федеральным законом.

Выявлены случаи включения в реестр одного и того же объекта культурного наследия в качестве объекта культурного наследия с разной категорией историко-культурного значения, что на практике приводит к проблеме определения органа охраны объектов культурного наследия, уполномоченного на осуществление предусмотренных Федеральным законом полномочий (например, порядок установления зон охраны объекта культурного наследия, проведение контрольных (надзорных) мероприятий).

Проектом федерального закона предлагается внести изменение в статью 64 Федерального закона, наделив органы государственной власти субъектов Российской Федерации полномочием по принятию акта о снятии памятника истории и культуры местного значения с государственный охраны в случае обнаружения документов и (или) материалов исследований, подтверждающих необоснованность принятия указанных памятников на государственную охрану в соответствии с законодательными и иными правовыми актами СССР и РСФСР.

В случае включения в реестр одного и того же объекта культурного наследия в качестве объекта культурного наследия с разным историко-культурным значением проектом федерального закона предлагается устранить указанные противоречия путем исключения из реестра одной из записей о таком объекте культурного наследия.

В соответствии с пунктом "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации охрана памятников истории и культуры находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В целях повышения эффективности реализации полномочий по исключению объектов культурного наследия из реестра полагаем необходимым внесение предлагаемых проектом федерального закона изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

 

 

 

 

 

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОБЪЕКТАХ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

(ПАМЯТНИКАХ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ) НАРОДОВ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

 

Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.

 

 

 

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ

ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗНАНИЮ УТРАТИВШИМИ СИЛУ,

ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ ИЛИ ПРИНЯТИЮ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ

ЗАКОН "ОБ ОБЪЕКТАХ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (ПАМЯТНИКАХ ИСТОРИИ

И КУЛЬТУРЫ) НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

 

Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" не повлечет необходимости признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.

 

 

 

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ

НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,

ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ

ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗНАНИЮ УТРАТИВШИМИ

СИЛУ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ ИЛИ ПРИНЯТИЮ В СВЯЗИ

С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОБЪЕКТАХ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

(ПАМЯТНИКАХ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ) НАРОДОВ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

 

Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" не повлечет необходимости принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.

 

Постановление Думы Ставропольского края от 23.01.2025 N 1367-VII ДСК