Постановление Администрации города Ставрополя от 07.10.2025 N 2231
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 октября 2025 г. N 2231
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ БЮДЖЕТНОЙ, НАЛОГОВОЙ
И ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ НА 2026 ГОД И ПЛАНОВЫЙ
ПЕРИОД 2027 И 2028 ГОДОВ
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Положением о бюджетном процессе в городе Ставрополе, утвержденным решением Ставропольской городской Думы от 28 сентября 2005 года N 117 постановляю:
1. Утвердить основные направления бюджетной, налоговой и долговой политики города Ставрополя на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов согласно приложению.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
3. Разместить настоящее постановление на официальном сайте администрации города Ставрополя в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
4. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации города Ставрополя, руководителя комитета финансов и бюджета администрации города Ставрополя Бондаренко Н.А.
Глава города Ставрополя И.И.УЛЬЯНЧЕНКО
Приложение
к постановлению
администрации города Ставрополя
от 07.10.2025 N 2231
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
БЮДЖЕТНОЙ, НАЛОГОВОЙ И ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ
НА 2026 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2027 И 2028 ГОДОВ
Общие положения
Основные направления бюджетной, налоговой и долговой политики города Ставрополя на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов разработаны с учетом положений Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" (далее - Указ N 309), основных направлений бюджетной и налоговой политики Ставропольского края на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов, утвержденных распоряжением Правительства Ставропольского края от 28 августа 2025 г. N 632-рп, основных направлений долговой политики Ставропольского края на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов, утвержденных распоряжением Правительства Ставропольского края от 18 августа 2025 г. N 593-рп, Стратегии социально-экономического развития города Ставрополя до 2035 года, утвержденной решением Ставропольской городской Думы от 26 марта 2021 г. N 547, а также с учетом итогов реализации бюджетной и налоговой политики города Ставрополя в предшествующем периоде.
Целью основных направлений бюджетной, налоговой и долговой политики города Ставрополя на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов является определение условий, используемых при составлении проекта бюджета города Ставрополя на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов, основных подходов к его формированию, основных характеристик и прогнозируемых параметров бюджета города Ставрополя (далее - бюджет города), а также обеспечение прозрачности и открытости бюджетного планирования.
Бюджетная политика города Ставрополя на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов сохраняют свою направленность на реализацию приоритетных задач социально-экономического развития города Ставрополя в соответствии с национальными целями развития страны.
Приоритетной задачей бюджетной, налоговой и долговой политики города Ставрополя остается обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета города. Решение поставленной задачи планируется путем осуществления комплекса мер, включающих мероприятия, направленные на рост доходной части бюджета города, оптимизацию расходов бюджета города, повышение эффективности бюджетных расходов и сохранение умеренной долговой нагрузки.
Долговая политика в области муниципальных заимствований в предстоящем бюджетном цикле будет направлена на поддержание объема муниципального долга города Ставрополя на экономически безопасном уровне, минимизацию затрат на его обслуживание, своевременное и безусловное исполнение принимаемых обязательств.
Основные направления налоговой политики города Ставрополя
на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов
Основными направлениями налоговой политики города Ставрополя на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов (далее - налоговая политика города), направленными на сохранение устойчивых условий ведения экономической деятельности на территории города Ставрополя, поддержание социальной стабильности, а также на достижение сбалансированности бюджета города, являются:
1) осуществление мер налогового стимулирования инвестиционной активности на территории города Ставрополя.
В целях обеспечения привлекательности экономики города Ставрополя для инвесторов продолжится применение мер налогового стимулирования, направленных на поддержку и реализацию инвестиционных проектов, в соответствии с решением Ставропольской городской Думы от 11 ноября 2005 года N 149 "Об установлении земельного налога и введении его в действие на территории города Ставрополя" (далее - решение N 149) в виде освобождения от уплаты земельного налога в полном объеме:
юридических лиц в отношении земельных участков, предоставленных в соответствии с постановлением Губернатора Ставропольского края от 16 июня 2015 г. N 305 "О некоторых мерах по реализации Закона Ставропольского края "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения;
юридических лиц, земельные участки которых заняты индустриальными (промышленными) парками, внесенными в реестр индустриальных (промышленных) парков и управляющих компаний индустриальных (промышленных) парков, соответствующих требованиям к индустриальным (промышленным) паркам и управляющим компаниям индустриальных (промышленных) парков в целях применения к ним мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04 августа 2015 г. N 794 "Об индустриальных (промышленных) парках и управляющих компаниях индустриальных (промышленных) парков", в отношении земельных участков, находящихся в границах территорий индустриальных (промышленных) парков, на период до 31 декабря 2028 года;
резидентов региональных парков, созданных на территории города Ставрополя, осуществляющих реализацию инвестиционных (инновационных) проектов в соответствии с соглашением о ведении деятельности резидента регионального парка, в отношении земельных участков, расположенных на территории региональных парков, сроком на пять лет с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок, но не более срока действия соглашения о ведении деятельности резидента регионального парка;
2) оценка эффективности налоговых расходов.
Решением N 149 на 2024 год государственная поддержка в виде налоговых льгот по земельному налогу установлена для 20 категорий налогоплательщиков, 14 из которых - физические лица.
По информации налоговых органов объем налоговых расходов в 2024 году составил 123450 тыс. рублей, что на 17252 тыс. рублей, или на 16,2 процента больше, чем за 2023 год. Их доля в объеме налоговых и неналоговых доходов бюджета города Ставрополя составила 1,49 процента.
Основной объем налоговых расходов в 2024 году приходится на технические налоговые расходы (92,2 процента), которые представлены налоговыми льготами по земельному налогу для органов местного самоуправления города Ставрополя, отраслевых (функциональных) и территориальных органов администрации города Ставрополя с правами юридического лица, финансируемых из бюджета города. На стимулирующие налоговые расходы приходится 6,8 процента общего объема налоговых расходов и на социальные налоговые расходы - 1 процент.
Оценка эффективности налоговых расходов города Ставрополя проводится в соответствии с постановлением администрации города Ставрополя от 11.06.2020 N 847 "Об утверждении Порядка формирования перечня налоговых расходов и оценки налоговых расходов муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края" с учетом общих требований к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2019 г. N 796.
В случае выявления несоответствия налоговых расходов города Ставрополя целям муниципальных программ города Ставрополя и (или) целям социально-экономической политики города Ставрополя, не относящимся к муниципальным программам, отсутствия востребованности плательщиками предоставленных льгот кураторами налоговых расходов осуществляется подготовка предложений по их отмене, уточнению либо изменению условий их предоставления.
По результатам проведенной оценки эффективности налоговых расходов за 2024 год налоговые расходы города Ставрополя признаны эффективными и не требующими отмены;
3) повышение эффективности управления муниципальными активами.
В данном направлении будет продолжена работа:
по выявлению правообладателей ранее учтенных земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости с зарегистрированными правами, в том числе вовлечению в оборот таких земельных участков путем предоставления в собственность или аренду;
по оформлению прав граждан в упрощенном порядке в рамках Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества";
по повышению эффективности использования муниципального имущества за счет предоставления его в аренду посредством проведения торгов на право заключения договоров аренды и продажи муниципального имущества;
по проведению конкурсов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций;
по осуществлению мероприятий по дополнительной мобилизации доходов в бюджет города путем приватизации муниципального имущества.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на территории Ставропольского края в 2026 году будет проводиться государственная кадастровая оценка земельных участков, в 2027 году - государственная кадастровая оценка зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства и машино-мест. В целях повышения точности результатов кадастровой оценки, снижения количества ошибок и "прозрачности" алгоритма расчета государственная кадастровая оценка будет проводиться с использованием единого программного обеспечения - платформы национальной системы пространственных данных (НСПД), что позволит применить в целях налогообложения и исчисления арендных платежей актуальную кадастровую стоимость объектов недвижимости;
4) совершенствование налогового администрирования.
Повышению качества администрирования налоговых и неналоговых доходов будет способствовать безусловное выполнение главными администраторами доходов бюджета города бюджетных полномочий в части обеспечения ими точности планирования и контроля за поступлением в бюджет города администрируемых налоговых и неналоговых доходов.
В целях расширения налогооблагаемой базы и увеличения поступлений налоговых и неналоговых доходов в бюджет города необходимо продолжить работу:
по актуализации перечня объектов недвижимости, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость;
по осуществлению мероприятий, направленных на выявление организаций и физических лиц, оказывающих услуги по предоставлению мест для временного проживания физических лиц (коллективных средств размещения), в том числе не включенных в Реестр классифицированных средств размещения, с целью увеличения налогового потенциала по туристическому налогу;
по реализации мероприятий по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости, направлению сведений о правообладателях данных объектов недвижимости для внесения в Единый государственный реестр недвижимости (с учетом положений статьи 69.1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и статьи 6 Федерального закона от 30 декабря 2020 г. N 518-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Резервом роста налоговых и неналоговых доходов будет являться сокращение дебиторской задолженности в бюджет города. По состоянию на 01 июля 2025 года сумма просроченной дебиторской задолженности по неналоговым доходам в бюджет города составила 200 млн рублей.
В целях повышения эффективности работы с дебиторской задолженностью по неналоговым доходам главными администраторами доходов бюджета города проводится работа по взысканию дебиторской задолженности в соответствии с утвержденными регламентами реализации полномочий по взысканию дебиторской задолженности по платежам в бюджет, пеням и штрафам по ним, которыми определены сроки реализации и ответственные исполнители мероприятий по урегулированию дебиторской задолженности по доходам, зачисляемым в бюджет города.
Кроме того, с 01 ноября 2025 года вводится внесудебный порядок взыскания с физических лиц, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя, задолженности по налоговым платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. Введение нового порядка позволит снизить задолженность физических лиц и обеспечить дополнительные поступления в бюджет города.
В целях расширения налогооблагаемой базы и увеличения поступлений налоговых и неналоговых доходов в бюджет города будет продолжена работа: по сокращению объемов накопленной дебиторской задолженности по налоговым и неналоговым доходам в бюджет города за счет мониторинга уровня дебиторской задолженности, начиная с момента ее возникновения;
по взаимодействию и координации действий администрации города Ставрополя с территориальными налоговыми органами и службой судебных приставов, направленных на повышение уровня собираемости доходов в бюджет;
по проведению заседаний межведомственной рабочей группы по взаимодействию администрации города Ставрополя с Главным управлением Федеральной службы судебных приставов по Ставропольскому краю, образованной постановлением администрации города Ставрополя от 24.04.2012 N 1009;
по проведению заседаний консультативного совета по налоговой и бюджетной политике при администрации города Ставрополя, созданного постановлением администрации города Ставрополя от 21.07.2011 N 1986, и городской межведомственной комиссии по контролю за деятельностью предприятий и организаций в сфере оплаты труда, легализации заработной платы в городе Ставрополе, образованной постановлением администрации города Ставрополя от 08.07.2011 N 1860, в целях решения в том числе вопросов, направленных на снижение неформальной занятости населения города Ставрополя.
При определении общих параметров объема доходной части бюджета города на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов необходимо учесть следующие основные изменения законодательства:
увеличение размера стандартных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц на детей, с 1400 рублей до 2800 рублей, и совокупного дохода для их применения;
введение новой меры поддержки для малообеспеченных семей с двумя и более детьми в виде возврата части уплаченного налога на доходы физических лиц;
увеличение необлагаемой налогом на доходы физических лиц единовременной корпоративной выплаты на каждого ребенка, оказываемой работодателем при рождении, усыновлении или при установлении над ребенком опеки с 50 тыс. рублей до 1 млн рублей;
уточнение порядка применения налоговой льготы, установленной для семей с детьми в отношении дохода от продажи нежилого помещения при улучшении жилищных условий;
дополнение перечня доходов физических лиц, освобождаемых от налогообложения в виде возмещения стоимости утраченного имущества в случаях, предусмотренных законом;
индексация ставок акцизов на нефтепродукты;
продление "налоговых каникул" для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную и патентную системы налогообложения, до 01 января 2027 года;
установление возможности перерасчета индивидуальными предпринимателями суммы налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения, при изменении количества физических показателей;
прогнозируемое снижение количества налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения и единый сельскохозяйственный налог, в результате их перехода на общую систему налогообложения, связанного со снижением налоговой нагрузки за счет учета в составе расходов стоимости товаров, приобретенных и оплаченных за три года, предшествующих переходу (в рамках реализации поэтапного регламента отмены данных режимов налогообложения);
введение с 1 апреля 2025 года туристического налога на территории муниципального образования и установление ставок на 2026 - 2028 годы соответственно в размере 2, 3, 4 процента от стоимости оказанных услуг по временному проживанию;
изменение сроков уплаты земельного налога с организаций (на месяц позже ранее установленных сроков);
введение повышенных ставок по имущественным налогам в отношении имущества (земельных участков и объектов недвижимости), кадастровая стоимость которого превышает 300,0 млн рублей;
установление льготы по уплате земельного налога для сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, проходящих службу (работающих) в подразделениях участковых уполномоченных полиции, подразделениях по делам несовершеннолетних, подразделениях патрульно-постовой службы, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, специальных приемниках для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, подразделениях по охране объектов органов внутренних дел (комендантских подразделениях) Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Ставрополю, начиная с налогового периода 2024 года;
изменение порядка распределения платы за негативное воздействие на окружающую среду (с 01 января 2026 года в местные бюджеты плата за негативное воздействие на окружающую среду зачисляться не будет);
расширение сферы применения отсрочек и рассрочек по уплате налоговых платежей для лиц, занятых сезонными видами деятельности (при снижении их деятельности в определенных условиях).
При принятии решений в сфере налоговой политики, в том числе и при реализации мероприятий по повышению собираемости налогов, следует учитывать их долгосрочные последствия для экономики города Ставрополя, организаций социальной сферы и доходной части бюджета города. Реализация налоговой политики города будет способствовать росту налогового потенциала и созданию условий социально-экономического развития муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края.
Основные направления бюджетной политики города Ставрополя
на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов
Бюджетная политика города Ставрополя на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов будет ориентирована на обеспечение финансовой стабильности, сбалансированности параметров бюджета с учетом эффективного управления имеющимися ресурсами, безусловное исполнение всех взятых обязательств в экономике и социальной сфере, улучшение качества жизни и благосостояния населения города Ставрополя, обеспечение содержания и развитие города Ставрополя как административного, делового и культурного центра Ставропольского края.
Основными направлениями бюджетной политики города Ставрополя на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов являются:
1) обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета города.
В целях обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета города ключевым направлением является сохранение программно-целевого бюджетного планирования на основе муниципальных программ города Ставрополя, благодаря которым формируется целостная система бюджетного и стратегического планирования с учетом приоритезации расходов с целью обеспечения достижения результатов, предусмотренных федеральными и региональными проектами, документами стратегического планирования и социально-экономического развития города Ставрополя.
Планирование расходов бюджета города Ставрополя исходя из реальных возможностей позволит в полном объеме сохранить необходимый уровень финансового обеспечения расходов, формирующих качество жизни населения города Ставрополя, а также создать условия для дальнейшего развития экономической активности.
Необходимо обеспечить в полном объеме финансирование действующих расходных обязательств, а при принятии новых расходных обязательств учитывать эффективность и целесообразность их реализации в пределах имеющихся ресурсов.
Применение такого принципа в бюджетной политике города Ставрополя должно стать надежной основой достижения сбалансированности и устойчивости бюджета города, укрепления ее финансовой стабильности в долгосрочной перспективе;
2) содействие достижению национальных целей развития Российской Федерации путем реализации мероприятий муниципальных программ города Ставрополя.
Механизмом реализации национальных целей развития Российской Федерации служат национальные проекты. Роль органов местного самоуправления в реализации данных проектов очень велика, так как большая часть из них локализуется на территории муниципальных образований и напрямую затрагивает решение вопросов местного значения.
Основным инструментом достижения национальных целей развития Российской Федерации и приоритетов социально-экономического развития города Ставрополя являются муниципальные программы, включающие в себя мероприятия в рамках реализации национальных проектов. Программный бюджет является важнейшим инструментом управления финансами, обеспечивающим возможность оценить исполнение бюджета города не только с точки зрения исполнения финансовых показателей, но и соизмерить затраты и результаты выполнения программных мероприятий, оценить степень достижения поставленных целей и задач.
Бюджетная политика города в социально-культурной сфере ориентирована на сохранение социальной направленности бюджета города и будет реализована по следующим направлениям расходов:
обеспечение доступности качественного образования, в том числе соответствующего требованиям приоритетных направлений развития экономики;
модернизация школьных систем образования для создания современных условий обучения, а также расширение возможностей получения образования (обновление материально-технической базы, проведение капитального ремонта общеобразовательных организаций, дошкольных образовательных организаций города Ставрополя);
создание условий для самореализации детей и молодежи, направленных на укрепление гражданско-патриотических ценностей, и проведение социально значимых мероприятий;
создание для населения города Ставрополя возможностей для занятий физической культурой и спортом, развитие детско-юношеского спорта;
обеспечение инновационного развития отрасли культуры, сохранение культурного и исторического наследия, культурного и гражданского воспитания личности;
выполнение всех социальных обязательств по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, включая повышение комфортности и доступности городской среды для инвалидов и других маломобильных групп населения.
Достижение национальных целей в сфере национальной экономики и жилищно-коммунального хозяйства будет обеспечено за счет реализации мероприятий по следующим направлениям:
повышение уровня благоустройства территорий города Ставрополя; развитие жилищно-коммунального хозяйства города Ставрополя; устойчивое развитие улично-дорожной сети города Ставрополя; улучшение эстетического облика территории города Ставрополя; развитие малого и среднего предпринимательства в городе Ставрополе; создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности и туризма на территории города Ставрополя;
расширение возможностей для розничного сбыта продукции, обеспечение продовольственной безопасности, стимулирование предпринимательской активности и самозанятости граждан на территории города Ставрополя;
3) повышение эффективности и результативности бюджетных расходов. С целью повышения эффективности и результативности бюджетных расходов будут проведены следующие мероприятия:
финансовое обеспечение принятых расходных обязательств с учетом проведения мероприятий по их оптимизации;
концентрация ресурсов на приоритетных направлениях расходования бюджетных средств;
повышение качества управления муниципальными финансами и соблюдение надлежащей финансовой дисциплины всеми участниками бюджетного процесса;
повышение эффективности предоставления субсидий, предоставляемых из бюджета города, посредством мониторинга достижения показателей результативности их предоставления;
реализация мероприятий, направленных на обеспечение соблюдения получателями межбюджетных субсидий и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении;
обеспечение режима экономного и рационального использования бюджетных средств;
инвентаризация расходных обязательств города Ставрополя с целью исключения расходов, не отнесенных к полномочиям органов местного самоуправления городского округа;
перераспределение средств на новые приоритеты, не затрагивая первоочередных обязательств;
мониторинг исполнения бюджета города на постоянной основе для принятия своевременных решений по перераспределению средств бюджета города и их освоению в полном объеме;
повышение качества оказания муниципальных услуг (выполнения работ);
совершенствование управления ликвидностью бюджета города в целях эффективного использования бюджетных средств;
мониторинг исполнения кассового плана в целях определения резервов покрытия кассовых разрывов;
своевременное исполнение расходных обязательств, недопущение возникновения кредиторской задолженности по принятым обязательствам, в том числе по заработной плате и социальным выплатам;
осуществление муниципальных закупок путем определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) конкурентными способами, обеспечивающими наименьшие затраты при сохранении качественных характеристик приобретаемых товаров, работ, услуг;
активное привлечение муниципальными учреждениями города Ставрополя внебюджетных ресурсов, средств от приносящей доход деятельности;
применение риск-ориентированного подхода к выбору объектов контроля, исполнение единых федеральных стандартов и иных нормативных правовых актов, регулирующих осуществление внутреннего муниципального финансового контроля и контроля в сфере закупок;
направление инвестиционных расходов бюджета города в первую очередь на завершение работ по переходящим объектам строительства, реконструкции, капитального ремонта муниципальной собственности;
осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, имеющие высокую степень готовности, включенные в национальные проекты (программы), государственные программы и обеспеченные софинансированием из федерального и (или) краевого бюджетов;
принятие участия в государственных проектах (программах) и грантовых конкурсах (проектах) в целях привлечения дополнительных средств в бюджет города в максимально возможном объеме;
реализация инициативных проектов в целях прямого вовлечения жителей города Ставрополя в решение приоритетных вопросов местного значения;
соблюдение режима прозрачности и открытости бюджета города и бюджетного процесса для граждан.
При определении общих параметров расходов бюджета города на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов должны учитываться следующие подходы:
исполнение в 2026 - 2028 годах публичных нормативных обязательств и иных социальных выплат населению города Ставрополя исходя из численности получателей выплат и нормативов затрат с учетом итогов инвентаризации мер социальной поддержки, пособий, компенсаций и других социальных выплат, предоставляемых отдельным категориям граждан, установленным муниципальными правовыми актами города Ставрополя, на основе принципа нуждаемости и адресности;
поддержание достигнутых уровней заработной платы отдельных категорий работников, определенных указами Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 28 декабря 2012 г. N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
обеспечение выплаты работникам муниципальных учреждений заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда";
обеспечение расходов на оплату труда работников учреждений бюджетной сферы (за исключением отдельных категорий работников, определенных указами Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 28 декабря 2012 г. N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей");
обеспечение расходов на оплату труда работников органов местного самоуправления города Ставрополя, отраслевых (функциональных) и территориальных органов администрации города Ставрополя с учетом изменения их структуры и штатных расписаний, внесенных изменений в отдельные муниципальные нормативные правовые акты города Ставрополя;
индексация расходов на оплату коммунальных услуг с учетом прогнозируемого роста тарифов;
привлечение средств из федерального бюджета и бюджета Ставропольского края в целях софинансирования мероприятий муниципальных программ;
приоритетное планирование бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства (реконструкции) муниципальной собственности города Ставрополя с учетом принятых решений в отношении объектов капитального строительства, создание которых осуществляется в рамках национальных проектов, объектов капитального строительства, включенных в государственные программы Российской Федерации и Ставропольского края, иных социально значимых объектов, подлежащих вводу в эксплуатацию в планируемом периоде.
Основные направления долговой политики города Ставрополя
на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов
Долговая политика города Ставрополя на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов (далее - долговая политика) будет направлена на обеспечение сбалансированности и долговой устойчивости бюджета города Ставрополя путем сохранения объема муниципального долга города Ставрополя (далее - муниципальный долг) на безопасном уровне и минимизации расходов на обслуживание муниципального долга.
По итогам 2024 года муниципальный долг снизился на 50 млн рублей и по состоянию на 01 января 2025 года составил 1800 млн рублей, или 21,8 процента к объему доходов бюджета города, без учета безвозмездных поступлений за 2024 год. По сравнению с предыдущим годом указанный показатель снизился на 5,4 процента.
Долговые обязательства города Ставрополя в размере 1800 млн рублей состоят из кредитов, полученных от кредитных организаций.
По состоянию на 01 июля 2025 года удалось заместить весь объем кредитов, полученных в кредитных организациях, бюджетными кредитами от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (далее - бюджетные кредиты).
В 2025 году исполнение бюджета города запланировано без привлечения заемных средств.
В соответствии со статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации министерством финансов Ставропольского края проведена оценка долговой устойчивости муниципальных образований Ставропольского края.
Согласно приказу министерства финансов Ставропольского края от 17 сентября 2025 г. N 249 город Ставрополь в 2025 году отнесен к числу заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости.
По итогам исполнения бюджета города за 2025 год также планируется обеспечить высокий уровень долговой устойчивости города Ставрополя.
Особое внимание в период 2022 - 2025 годов уделялось минимизации расходов на обслуживание муниципального долга. Для этого были реализованы следующие мероприятия:
привлечены краткосрочные бюджетные кредиты из федерального бюджета на пополнение остатков средств на счете бюджета города под ОД процента годовых;
привлечены краткосрочные бюджетные кредиты из бюджета Ставропольского края на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета города, и на пополнение остатков средств на счете бюджета города под 0,1 процента годовых;
привлечены временно свободные средства муниципальных бюджетных и автономных учреждений города Ставрополя, участников казначейского сопровождения и средства, поступающие во временное распоряжение, для покрытия кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета города;
проведены аукционы в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в целях рефинансирования действующих кредитов кредитных организаций.
Проведенные в 2022 - 2025 годах мероприятия позволили высвободить и направить на финансирование социально значимых расходов денежные средства в сумме 899 млн рублей.
В 2026 - 2028 годах долговая политика не претерпит кардинальных изменений в части осуществления муниципальных заимствований.
Основными факторами, определяющими характер и направления долговой политики, являются:
изменения, вносимые в бюджетное законодательство Российской Федерации и законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, влекущие диспропорции между расходами и доходами бюджета города;
рост расходных обязательств города Ставрополя, направленных на реализацию Указа N 309;
необходимость ежегодной индексации расходов бюджета города на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, на меры социальной поддержки отдельных категорий граждан и оплату коммунальных услуг.
В качестве инструментов долговой политики будут использоваться кредиты, полученные от кредитных организаций, и бюджетные кредиты.
Муниципальные заимствования в кредитных организациях планируется осуществлять в основном на среднесрочный период сроком до 3 лет в виде возобновляемых и невозобновляемых кредитных линий.
Такой подход позволит более гибко управлять долговыми обязательствами города Ставрополя, перераспределять долговую нагрузку на среднесрочный период и минимизировать расходы бюджета города на обслуживание муниципального долга.
Основными целями долговой политики являются:
поддержание объема муниципального долга на безопасном уровне, обеспечивающем отнесение города Ставрополя к группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости;
минимизация расходов на обслуживание муниципального долга.
Для достижения поставленных целей в 2026 - 2028 годах необходимо решение следующих задач:
обеспечение размера дефицита бюджета города Ставрополя в 2026 - 2028 годах на уровне не более 2,0 процента от суммы доходов бюджета города без учета объема безвозмездных поступлений в соответствующем году (значение может быть превышено на сумму изменения остатков средств бюджета города, которые в рамках разработки проекта решения Ставропольской городской Думы о бюджете города Ставрополя на очередной финансовый год и плановый период не были учтены, а также на сумму поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в муниципальной собственности);
замещение кредитов, полученных от кредитных организаций, на бюджетные кредиты.
Достижение поставленных целей и реализация задач долговой политики будут осуществляться путем выполнения следующих мероприятий:
поддержание сбалансированности бюджета города по доходам и расходам;
осуществление мониторинга и прогнозирования кассового исполнения бюджета города по доходам и расходам в целях своевременного определения оптимального объема и сроков привлечения муниципальных заимствований для финансирования дефицита бюджета города и кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета города;
привлечение бюджетных кредитов;
осуществление мониторинга процентных ставок на рынке заимствований в целях эффективного расходования средств, предусмотренных в бюджете города на обслуживание муниципального долга;
проведение закупок конкурентными способами в целях снижения процентных ставок за пользование заемными средствами;
проведение анализа объемов и сроков погашения действующих муниципальных заимствований с целью выявления пиков платежей для обеспечения равномерного распределения средств бюджета города, необходимых для погашения и обслуживания муниципального долга;
привлечение временно свободных средств муниципальных бюджетных и автономных учреждений города Ставрополя, участников казначейского сопровождения и средств, поступающих во временное распоряжение, в целях сокращения сроков использования кредитов, полученных от кредитных организаций;
обеспечение информационной прозрачности (открытости) в вопросах долговой политики.
Основными рисками, связанными с реализацией долговой политики, являются:
риск рефинансирования долговых обязательств города;
риск роста процентных ставок на рынке заимствований.
Риск рефинансирования долговых обязательств города Ставрополя означает невозможность осуществления на приемлемых условиях новых заимствований для погашения имеющихся долговых обязательств. Снижение данного риска возможно в случае предоставления бюджетных кредитов из бюджета Ставропольского края, использования инструментов среднесрочных заимствований в форме кредитов кредитных организаций и оптимизации расходов бюджета города.
Риск роста процентных ставок на рынке заимствований влечет возникновение дополнительных расходов бюджета города, связанных с обслуживанием муниципального долга. Снижение данного риска возможно за счет маневрирования различными инструментами заимствований, сроками их использования или за счет перераспределения средств бюджета города в пользу расходов по обслуживанию муниципального долга за счет иных расходов в пределах общего объема средств, утвержденного решением Ставропольской городской Думы о бюджете города на текущий финансовый год и плановый период.
Заместитель главы
администрации города Ставрополя М.С.ДУБРОВИН
